воскресенье, 23 декабря 2012 г.

О СОВЕСТИ И НЕ ТОЛЬКО

В последнее время стали популярны фигуры речи, ключевой компонент которых есть слово «совесть». Что и говорить. У каждого «на слуху» такие выражения как «узник совести», «совесть нации», «свобода совести». Последнее определение, кстати, прописано в Конституции новейшей России и, по мнению либералкреативной интеллигенции, представляет собой одну из важнейших норм сегодняшнего общества и по праву занимает почетное место наравне с таким достижением демократии как «права человека».
Так что же все-таки такое совесть? И с чем, прошу прощения, ее сегодня «едят», а главное - кто? Свои изыски ответов на эти вопросы я изложил в нижеприведенном тексте.
Умышленно не буду начинать свое повествование с этимологии происхождения этого слова, дабы не навлечь на себя гнев «задорнистов» с одной стороны и филологов – с другой. Я пошел «от обратного», т.е ото дня сегодняшнего.
Понятие «совесть» словари и энциклопедии трактуют несколько по-разному, и, на первый взгляд, различия эти непринципиальны. Однако, это только на первый взгляд.

Современная интерпретация
Вот какие определения сегодня встречается в большинстве современных энциклопедий, выпущенных в конце девяностых – начале нулевых.
Например, в «Современной энциклопедии» (2000 г.): «Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть – выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков».
А вот определение «Большой психологической энциклопедии» (1998 г.): «Совесть – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков».
Но, если с психологами все понятно, потому как отсутствие у пациента элементарной совести – для них это вполне конкретный диагноз, то как быть со всеми остальными?
Сейчас поясню, к чему я веду. В современных толкованиях значения смысла слова «совесть» совершено отсутствует даже малейшая мысль о том, ради чего она, собственно, дается человеку. Для каких целей? Чему способствует? В определении нет ответов на эти вопросы. Совесть преподносится лишь как одна из списка данностей (способностей). Таких как, например, способности различать цвета, обонять, осязать… Шевелить извилинами, наконец. Но не более того.
Иными словами, согласно современному определению, если какой-нибудь индивид, используя (или не используя) одну из своих способностей (шевелить извилинами), вдруг неожиданно придет к внутренней убежденности, что все цветы на земле – это зло, а коровьи лепешки – добро, то это будет характеризовать его как человека, обладающего задатками совести. И действительно, индивид имеет четкое внутреннее представление о добре и зле, и даже имеет инструмент идентификации – запах. А если он еще, при всем при этом, осознает свою нравственную ответственность за свое поведение и поймет, что смысл его жизни заключается в повседневном изживании из себя, например, гладиолуса, дабы больше вместить коровьих лепешек, то самоконтроль, формулировка обязанностей, выполнение этих обязанностей и самооценка поступков будут зависеть лишь от самодисциплины, усердия, трудолюбия и целеустремленности к навозу конкретного индивида.
Вот как-то так. Тихо сам с собой изо дня в день какой-нибудь индивид ведет неустанную беседу, а потом раз, и его внесли в почетные списки «узников совести», а, если повезло, то и «совестью нации» нарекли.

Совесть до либерализации мозга
Современные определения совести бесхребетны и аморфны. Они даются в отрыве от общества, от среды обитания индивида, окружающего его мира. А аспект социальной среды очень важен в этом вопросе, потому что индивид и окружающий его социум неразрывно связаны друг с другом. Но, слава Богу, есть и другие интерпретации слова «совесть», преимущественно широко известные до появления в Конституции РФ статьи о гарантии «свободы совести».
Вот какое определение дает, например, «Толковый словарь Ожегова» (1949–1992 гг.): «Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом». То есть, не отвлеченное «сам себе на уме» измышление о понятии добра и зла, а совершенно конкретные критерии, приемлемые обществом, для оценки своих действий и поступков, своей манеры поведения.
Да, индивиду может быть и присуща мысль, что все цветы планеты – это зло и дурно пахнут, но как человек обладающий совестью, согласно этому определению, он никогда не позволит себе организовать выставки коровьих лепешек, заниматься их легализацией, добиваться их признания в обществе, продавать навоз под видом цветов и т.д. Кроме того, он еще и сам призадумается «Может и правда навоз не так благоуханен как мне кажется? Может быть, действительно, я заблуждаюсь и не прав?»
В «Словаре русского языка» дано практически аналогичное толкование совести: «Совесть – чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения». Убери из этого определения социальную составляющую и все, – сам себе «режиссер» и добродетель, а значение совесть можно трактовать как угодно и себе в угоду.

***
Заметим, что в современной интерпретации совесть характеризуется как психическая способность человека, в то время как в долиберальных определениях совесть есть особое сакральное чувство человека.
Способность и чувство…
Согласитесь, что любить и иметь способность любить – не одно и то же.

Александр Плотников


Комментариев нет:

Отправить комментарий